Зимние маршруты в заповеднике завершены

На маршруте Орон - Амалык. Фото Ларисы Чечёткиной

В марте в Витимском заповеднике завершились зимние маршрутные учеты животных (ЗМУ).

Январь в нашем регионе в 2023 году отличился сильными продолжительными морозами (до -50°С) и обильными снегопадами после ослабления морозов. Погода февраля и марта существенно повлияла на продолжительность учетных работ. Сильные снегопады, переходящие в метели и моментально заметающие «буранки», мартовские оттепели с безморозными ночами и осадками в виде дождя вынуждали прерывать учетные работы и продолжать их после установления ясной холодной погоды. Шквалистые ветра, переметающие снега по витимским просторам, тоже вносили свои коррективы. Белые дороги приходилось пробивать заново, потому что они нередко полностью исчезали под снежными наносами.

Путь от Бодайбо до Уряхского кордона Витимского заповедника (через Таксимо) – это более четырехсот тридцати километров по трем субъектам Российской Федерации (Иркутской области, Бурятии и Забайкальскому краю), из которых наиболее труден отрезок автозимника от зимовья в устье р. Парамы до устья р. Верхний Урях. Дорога идет по льду Витима, каменистым косам, валунам, торосам, иногда в наиболее «заторошенных» местах выходит на берега. Несколько глубоких наледей на маршруте тяжелы для проезда даже для «Уралов» – российских внедорожников. Снега в этом году заметно меньше, чем в прошлом году; дорога, следовательно, жестче. На Уряхский кордон 28 февраля были доставлены снегоходы, приобретенные в 2022 году по договору пожертвования с АО «Полюс «Вернинское». Несколько дней снегоходы обкатывали согласно инструкции по эксплуатации. И вскоре они были готовы к использованию на межкордонных трассах в качестве грузовых машин, а также на учетных маршрутах.

В учетных работах задействованы сотрудники отдела охраны и научного отдела. Зимняя тайга только новичкам может показаться безжизненной молчаливой пустыней. В ней не кипит, как весной и летом, но и зимой продолжается скрытая от постороннего глаза жизнь. Вспорхнули  ночевавшие в снегу рябчики, пролетела стайка пуночек, снегири кормятся семенами засохших злаков, щуры доедают ягоды рябины, в ветвях елей замечены клесты. Эти парные отпечатки – след соболя; рядом с постройками – вязь следов горностая, по берегам оронской протоки «копытили» – кормились и отдыхали северные олени. Лосиные наброды, объеденные кустарники встречаются везде в Оронских мелях по островам, на территории кордона, на тропе между устьем Орона и Голубцовскими озерами. Тишину зимнего леса прерывает барабанная дробь большого пестрого дятла, слышна уже весенняя песня синицы.

Были пройдены маршруты, планируемые после ввода в эксплуатацию приобретенной в 2022 году снегоходной техники, увеличилась протяженность маршрутов до 130 км. Применение снегоходов позволило в 2023 году увеличить площадь, охваченную учетами, до 15% территории заповедника, что повышает эффективность применения метода ЗМУ.

Результаты учетов будут представлены в Кадастр объектов животного мира, отражены в очередном томе Летописи природы Витимского заповедника. А сейчас можно сказать, что численность копытных в заповеднике заметно выше, чем в долине р. Витим выше заповедника. Наброды, следы жизнедеятельности, кормовые участки и лежки лосей обычны и многочисленны в долине р. Витим ниже устья р. Данной. Лоси в отсутствии человека кормятся прямо на кордоне. Северные олени, не изменяя вековым устоям, мигрируют на зиму в долину Витима и держатся в Оронских мелях, в районе Золотой курьи, Голубцовских озер. А изюбри часто становятся добычей волков, заходящих в заповедник с верховий Витима.